Дирекция СоветаОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Появились поправки в Конституцию о местном самоуправлении

27 февраля 2020 г.

В думский Комитет по госстроительству и законодательству поступила еще одна порция поправок к законопроекту о поправках в Конституцию, принятому в первом чтении в конце января. По факту включенные в последние годы в административную вертикаль муниципалитеты теперь станут встроенными в нее и по Основному закону.

Появились поправки в Конституцию о местном самоуправлении
фото: Наталия Губернаторова
 
 
 

Конституционная реформа, затеянная президентом Путиным, постепенно приобретает все более четкие очертания. Поправки к главе 8 Основного закона под названием «Местное самоуправление» не нарушают уже замеченной ранее тенденции: президент в своем Послании Федеральному собранию 15 января обещал «расширение и укрепление» полномочий и возможностей местного самоуправления, а в предложениях, одобренных рабочей группой, это не просматривается.

Перед Кремлем стояла сложная задача: надо было как-то обойти статью 12 Основного закона, где черным по белому написано, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Ведь статья 12 — из первой главы Конституции, и без созыва Конституционного собрания ее править нельзя… Выход был найден: теперь в главе 8 Конституции напишут, что и органы МСУ, и органы федеральной и региональной государственной власти образуют некую «единую систему публичной власти» и взаимодействуют между собой ради решения задач «в интересах населения», проживающего на определенной территории.

До настоящего времени в российском законодательстве понятия «единая система публичной власти» не существовало, да и сам широко известный в политологии термин «публичная власть», то есть власть, выделенная из общества, применялся нечасто, и в основном в подзаконных актах правительства. «Публичные полномочия» — да, есть такое и в законах. Специалист по конституционному праву, профессор ВШЭ Илья Шаблинский считает формулу «единая система публичной власти» символической: «одна глава Конституции будет по смыслу противоречить другой, а на независимости местного самоуправления ставится крест», сказал он «МК». «Местное самоуправление и так у нас неразвито, отчасти из-за крайней пассивности граждан», продолжает г-н Шаблинский, но «теперь эта беспомощность и слабость будет закреплена на конституционном уровне»…

В свою очередь, политолог Александр Пожалов считает, что объединение органов МСУ и органов госвласти в единую систему «позволит преодолеть во многом искусственный отрыв» одних от других. «По факту есть ряд вопросов — образование, здравоохранение, например, — которые органы местного самоуправления должны решать в связке с региональными и федеральными органами», и после внесения поправок, сказал «МК» политолог, органы госвласти, которые дают деньги на реализацию тех или иных задач и программ, смогут эффективнее контролировать их расходование.

И, заметим, принимать соответствующие кадровые решения: одна из поправок предлагает закрепить в Конституции «участие» органов госвласти в формировании муниципальных органов, вплоть до «назначения и освобождения от должности» муниципальных должностных лиц и мэров тоже. Как и во многих других случаях, это перенос на конституционный уровень и того, что уже несколько лет прописано в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Выбирать мэров населению или нет — решает региональная власть своим законом, а количество избираемых на прямых выборах глав всех более-менее крупных муниципалитетов стремится к нулю.

Одновременно конституционными станут и установленные на федеральном же уровне особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения (Москва, Петербург и Севастополь). С особенностями (видимо, с ограничениями) при желании федеральной власти будут действовать и муниципальные власти в столицах субъектов РФ…

Сейчас статья 132 Конституции одним из полномочий местного самоуправления называет «установление местных налогов и сборов». Предлагается же оставить за ними лишь право «вводить в действие местные налоги и сборы», что не одно и то же. И полномочий «осуществлять охрану общественного порядка» у муниципалитетов больше не будет.

Больная проблема — принятие федеральных или региональных законов, которые требуют от местных властей то одного, то другого, но не обеспечивают необходимых для реализации задуманного источников доходов, хотя в Конституции с 1993 года записано: делать такое можно лишь «с передачей» необходимых материальных и финансовых средств. Сейчас хотят прописать, что сваливать новые полномочия вниз можно лишь «при условии» обеспечения необходимыми ресурсами. Насколько это поможет — сказать трудно

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, пл.Республики,2
Телефон: (8352) 62-50-36, 62-12-85
Факс: (8352) 62-50-36
E-Mail: smo21@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика